16.06.2021

1 и 2 июля я провожу очный (в г. Москве) Практикум «Налоговая безопасность и проверки в компании», ведь “кто предупрежден, тот вооружен” (программа здесь). Понятно, что будет много конфиденциальной информации, поэтому круг участников очень узкий. Половина группы набрана. Если тема интересна, приезжайте.

Тем, которые мы будем обсуждать, много, вот некоторые из них:


  • Недостаточная должная осмотрительность при выборе поставщиков (товаров, работ, услуг), и, как следствие, выбрасывание расходов и входящего НДС по недобросовестным контрагентам. При этом неважно, что вы знаете этого контрагента много лет, и сделки имели место быть. Если не будет “Регламента о проявлении должной осмотрительности”, досье на поставщиков и других нужных документов, отстоять свою позицию будет крайне сложно.

  • Общение с ИП. Реалии сегодняшнего дня. Мы рассмотрим как риски ИП, так и риски компаний. Отдельно остановимся на договоре с Управляющим ИП.

  • Дробление бизнеса и необоснованная налоговая выгода. По моему мнению, эта тема становится “хитом сезона”. Изучая материалы арбитражных дел, общаясь с клиентами и “противной” стороной, я выделила основные моменты (их получилось аж восемнадцать, все будут на практикуме), которые ложатся в основу доказательства налоговиками дробления бизнеса. Об одном моменте я уже писала в статье “Не дайте сайту вас подставить“. Второй, и очень важный аспект, - это допросы сотрудников. В том числе, и прежде всего, уволенных (не забываем, что проверяются 3 года).


По поводу выездных налоговых проверок и допросов я писала в своей книге “О финансах легко и непринужденно“, цитирую.


Глава XXVI

Никогда не разговаривайте с неизвестными


Никогда не разговаривайте с неизвестными.

М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита».


Проверками интересуюсь давно (и сама в бытность главбухом успешно проходила, и клиентам помогала). Сейчас возникла мысль, что стоит написать о некоторых важных нюансах, связанных с приходом налоговиков. При этом я не буду описывать регламент проведения выездной налоговой проверки. Он очень четко дан в статье 89 НК РФ. Почитайте. Интересно 

Итак, нюансы:

Начнем с того, что налоговая инспекция не должна заранее информировать организацию о дате начала проведения выездной проверки. Мне часто говорят: «Как же так, ведь по Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…” нас должны предупреждать о начале проведения проверки не позднее чем за три рабочих дня!» Но давайте прочтем внимательно статью 1 этого закона: там четко написано, что положения закона 294-ФЗ не применяются при осуществлении налогового контроля. Увы и ах.

  • Отсутствие руководителя не препятствует началу проведения проверки. Поскольку компания без исполнительного органа (обычно – генерального директора) не имеет права работать, то кто-то официально руководителя замещает. Вот он-то и начнет общение с налоговиками в отсутствие руководителя.

  • Выездная проверка (за редким исключением) проходит по месту нахождения организации. Значит, надо для себя (на всякий случай) иметь ответ на вопрос: «Куда сажать этих людей будем?» В помещении, в котором разместятся проверяющие, не должно быть ничего потенциально интересного, куда можно, устав от проверки документов, совершенно неофициально сунуть нос: шкафов с «интересными» бумагами, компьютеров со свободным доступом в вашу корпоративную сеть. А главное, там не должны сидеть сотрудники, занимающиеся своими трудовыми обязанностями, если хоть какая-то часть этих обязанностей, скажем так, неофициальна. Подслушанные разговоры часто показывают проверяющим, где надо дальше копать.

  • Если налоговики хотят обедать в офисе, обеспечьте их чайником и микроволновкой, дабы у них не возникало повода ходить в буфет. В буфете люди едят и чай пьют, они расслабленны и разговаривают. Ну не надо к ним фискальщиков…”


Почти наверняка выездная налоговая проверка начнется с процедуры осмотра помещений. Все как положено: двое понятых и налоговики, вооружившись договором аренды, идут за представителем компании, сверяя данные, указанные в экспликации с реальными помещениями.


  • Если в вашей компании данные в договоре аренды не совпадают с реальностью, то определитесь заранее, кто из сотрудников будет водить проверяющих, проводящих осмотр. Он должен точно знать маршрут.

  • При осмотре проверяющие будут зорко смотреть по сторонам. Посмотрите, что лежит на столах ваших сотрудников, что написано на папках, какие объявления на стенах висят.

  • История из практики. В отделе продаж висит список менеджеров с рабочими и сотовыми телефонами. При этом половина этих сотрудников официально в компании не числятся.

  • История из практики. На стене в бухгалтерии приклеен лист с названиями и реквизитами всех «дружественных» компаний. Это ж просто подарок для проверяющих!

  • С началом проведения выездной налоговой проверки стоит объяснить коллективу, что теперь в офисе будут находиться враги. С ними не надо беседовать. По моему опыту, убедить сотрудников не разговаривать с проверяющими – это самая большая проблема.

  • Люди зачастую работают интеллигентные, и когда у них в спокойной обстановке (буфете, курилке или, простите, возле туалета) спрашивают вроде бы безобидные вещи («Как в фирме работается?», «Как отдыхаете?» и т. д.), они не могут на вопрос не ответить. Вроде бы неприлично. А дальше слово за слово, и выясняется много интересного: пенсионеры работают неофициально, чтобы надбавку к пенсии не терять, директор, хороший человек, к официальной зарплате еще из «собственного фонда» доплачивает, «мы продаем качественный товар, наши поставщики – известные иностранные компании» (а по «белой» бухгалтерии поставщики исключительно российские) и т. д. и т. п.


Так почему же сотрудники беседуют с проверяющими?

  1. Некоторые думают, что они обязаны отвечать на вопросы сотрудников налоговых органов. Если вы говорите не под запись в протокол, то это не допрос, а беседа. Она неофициальна. И ведется исключительно добровольно.

  2. Виновато хорошее воспитание. Кажется неприличным не ответить на безобидный вопрос.

  3. Излишняя самонадеянность (уж я-то ничего лишнего не скажу) и желание помочь любимой компании.

Во всех трех случаях на попытку проверяющих побеседовать с сотрудником, лояльным к фирме, мне кажется правильным сказать: «Извините, но мне надо идти работать», – и заняться выполнением своих должностных обязанностей.


Да, бывает и четвертый случай (правда, более редкий), когда работник ведет беседы с проверяющими, чтобы нагадить своему работодателю, но такого хоть инструктируй, хоть нет…


Теперь давайте разберемся с допросами сотрудников во время проведения выездных налоговых проверок.


Открываем любимую книгу – НК РФ и читаем статью 90 «Участие свидетеля»: «1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол».

Что грозит человеку, отказавшемуся участвовать в допросе при проведении налоговой проверки? Открываем все ту же заветную книгу и читаем статью 128 «Ответственность свидетеля»: «Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей». Выводы делайте сами.

Периодически налоговики грозят ответственностью по статье 308 Уголовного кодекса РФ «штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев». Но это, мягко говоря, обман. Статья 308 УК РФ относится к уголовным делам, а не к налоговым проверкам.


"…Но вернемся к статье 90 НК РФ. «2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля: 1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля; 2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор». Здесь все понятно: маленьких и больных не трогают, профессиональную тайну чтут.

Наиболее интересен третий пункт этой статьи: «3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации».

А что у нас предусмотрено законодательством? Правильно, пункт 1 статьи 51 Конституции РФ – нашего Основного Закона. Он гласит: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». На основании этой статьи может не отвечать на вопросы не только руководитель, которому в случае доначислений в крупном (или особо крупном) размере грозит статья 199 УК РФ, но любой другой сотрудник. Ведь неприятности, которые могут ухудшить положение компании, одновременно ухудшат и его собственное положение, так как компания является источником дохода этого самого сотрудника.

Во время проведения допроса всегда тяжело.

Во-первых, с тобой разговаривают так, как будто ты в чем-то виновен. Не буду утверждать, что так происходит всегда, но мой богатый опыт именно таков. Поэтому сотрудника надо заранее успокоить, объяснить, что уголовное преследование ему не грозит, ну манера такая у проверяющих…

Во-вторых, надо объяснить работникам, что не надо бояться фраз «не помню», «не знаю», «это не относится к моим должностным обязанностям». Человек не обязан знать все обо всем. И помнить все не обязан.

В-третьих, объясните, что никогда не надо делиться с проверяющими своими мыслями и предположениями. Могу привести множество дел, которые появились благодаря фразам допрашиваемых сотрудников, начинающихся на «Я точно не знаю, но мне кажется, что...».

В-четвертых, вопросы задаются хитрым образом, так, чтобы получить нужный ответ. Например, в ходе проведения выездной проверки моей организации налоговики вызывали химиков и спрашивали: «Вы ведь наукой занимаетесь?» «Конечно!» – отвечали наши сотрудники. Ну не может ученый, зачастую кандидат химических наук, признаться в том, что он проводит синтезы по известным методикам, зарабатывая деньги. В результате – переквалификация договоров и доначисление многомиллионной недоимки (правда, все доначисления мы в суде оспорили, но потраченные нервы жаль). Поэтому не пожалейте денег и пригласите юриста. На допросе этот юрист будет следить и за правильностью формулировок вопросов, и за правильностью записи ответов. Если найдет какие неточности, запишет их в поле «Замечания», а также проследит за тем, чтобы все пустые строчки были прочеркнуты.

Ну и как не сказать пару слов о главбухах. Хороший главбух должен быть стрессоустойчив и лоялен к компании. Должен всегда быть морально готовым к выездным проверкам и не поддаваться на провокации.


История из жизни. Мои друзья, владельцы компании, занимающейся изготовлением полиграфической продукции, рассказали, что, узнав о начале выездной налоговой проверки, их главбух сбежала, забрав свою трудовую книжку и другие личные вещи. И только ее туфли остались сиротливо стоять под столом."

Оставить отзыв

Загрузить фото

Ближайшие мероприятия

Подписаться на рассылку

Введите email и получайте статьи первыми

Телефон:

Telegram:

Написать Наталии

Нажимая на кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь на обработку персональных данных и с политикой конфиденциальности